РЕКЛАМА

Почему он так поступает?

1764 0 evol22

Почему он так поступает?



Как часто маленькие дети бывают совершенно несносными! В новеньком костюмчике они лезут в грязь и в лужи, переворачивают вверх дном ящики с лекарствами и расковыривают крошечные дырочки до невероятных размеров. Они заставляют нас по сто раз на дню подавать им одну и ту же игрушку и читать одну и ту же надоевшую нам сказку...


Словно нарочно, чтобы довести нас до белого каления, дети делают снова и снова всякие глупости, порой противные и даже опасные. И, доведенные до крайности, мы ругаем и шлепаем их. Вот только нужного результата добиваемся редко: отплакавшись, ребенок снова принимается за свое, а мы чувствуем полное бессилие: ну почему он так поступает, или, может быть, в его поступках есть скрытый смысл? Неужели не понятно? Возможно, поняв, что движет нашими упрямыми малышами, мы сможем удовлетворить их потребности разумными и безопасными средствами и станем им по-настоящему понимающими и любящими родителями.

1. Почему дети обожают возиться в грязи и ходить по лужам?


ПОДСКАЗКА: И учеба, и лекарство...
Вода для малыша — привычная среда еще со времен маминого животика. Даже те дети, которые закатывают истерику при виде приближающихся с мочалкой и шампунем родителей, тем не менее играть с водой очень любят. Ведь она дарит столько приятных ощущений! Она всегда разной температуры, а детские пальчики гораздо чувствительнее взрослых. Она течет, булькает, замирает капельками на предметах, одни из которых плавают по ее поверхности, другие — тонут в ней. Не меньше удивительных ощущений дарят ребенку песок, глина, земля — все то, что мы, взрослые, брезгливо называем «грязью». Не забывайте, что работа с текучими и сыпучими материалами развивает мелкую моторику, глазомер, художественные и многие другие способности и навыки ребенка. К сожалению, у ребенка в городе не всегда есть возможность безопасной игры с природными материалами. Поэтому, если ближайшие дворы не годятся для игр, постарайтесь соорудить для малыша чистую песочницу и собственную «грядку для игр» на даче или на балконе. Договоритесь с крохой заранее, что для «водных процедур» на улице нужна специальная одежда: старые штаны и куртка, которые не жаль испортить и запачкать, резиновые сапоги. А играть по дороге в театр или в гости вы не будете, для этого есть другое время и место.

2. Почему малыш плюется едой, даже когда он, казалось бы, голоден?


ПОДСКАЗКА 1: Он не понимает разницы между движением пищи внутрь и наружу.
Для нас, взрослых, процесс поглощения пищи так прост и привычен, что мы совершенно не задумываемся, как откусываем, жуем, глотаем. Для малыша все гораздо сложнее. Более того, ему необходимо по-разному обращаться с маминым молоком и с едой, которая попадает в рот на ложке или из бутылки. Часто, только начиная знакомство со «взрослой» пищей, младенцы путают направление движения языка и вместо того, чтобы отправить пюре или суп в пищевод, выталкивают ее наружу. Понять, что случилось именно такое досадное «недоразумение», можно по неподдельному удивлению на лице малыша: «А где же еда-то? Почему не во мне, а снаружи?». Не огорчайтесь и не беспокойтесь: скоро он разберется с тем, как должен вести себя язык, чтобы еда продвигалась в правильном направлении.

ПОДСКАЗКА 2: Играет со вкусом и консистенцией.
Для ребенка мир еды полон захватывающих открытий. Ему важно не просто научиться жевать и глотать, но и включать в работу все рецепторы языка, щек, десен, прочувствовать пищу, изменения, происходящие с ощущением от нее. Поэтому кроха перекатывает еду во рту, толкает ее то вперед, то назад, то вправо, то влево, выплевывает и снова заглатывает.

ПОДСКАЗКА 3: Он все-таки не хочет есть.
Не чувствуя потребности в пище, малыш превращает трапезу в игру. Чтобы понять, что происходит именно это, уберите еду и предложите малышу яркую игрушку. Если он займется ею с удовольствием и не проявит беспокойства, значит время подкрепиться для него еще не настало.

3. Почему дети любят выкидывать игрушки и прочие предметы из коляски, кроватки или с детского стульчика?


ПОДСКАЗКА 1: Три чуда.
Попробуйте посмотреть на пропадающую из кроватки игрушку глазами малыша. Вот она только что была в руке и ррраз! — нету! Что-то мелькнуло перед глазами, потом где-то бумкнуло. Где же игрушка? Опа! Она снова на кроватке! И молено попробовать еще разок... Выбрасывание игрушки для крохи становится чередой чудес: ему важно разгадать тайну исчезновения и появления предмета, рассмотреть траекторию полета, расслышать звук приземления... Посодействуйте ему в этом исследовании мира, пока хватит сил. А потом предложите новую затею: привяжите к бросаемой игрушке шнурок, закрепите его на ручке малыша, бортике кроватки или стульчике и покажите ребенку, как, потянув за ниточку, вернуть игрушку самостоятельно. Только не забывайте время от времени менять «метательный снаряд», иначе игра быстро наскучит.

ПОДСКАЗКА 2: Взаимодействие с мамой.
Малышу важно научиться делать что-то не только одному, но и с мамой. Выбрасывая игрушку, он на подсознательном уровне предлагает вам совместную игру.
Со временем развлечение «я бросил игрушку — мама принесла» сменяется «строительными» играми: мама строит — малыш разрушает. Бросательно-толкательные движения на первом году жизни получаются лучше всего.

4. Почему крохи любят стаскивать с себя одежду и быть голышом?


ПОДСКАЗКА 1: Верните ощущения!
Дети до трех лет воспринимают мир не отдельно с помощью глаз, ушей или кончиков пальцев, а всем телом сразу. Закрытая одеждой часть тела становится «бесчувственной». Особенно тонко это ощущают малыши, чей ведущий способ познания мира — тактильный.

ПОДСКАЗКА 2: Я сам!
Детям очень хочется скорее стать такими же ловкими, как мама и папа. И свои первые умения они готовы демонстрировать бесконечно, действительно не догадываясь, что это может доставлять взрослым не только радость, но и множество неудобств, вызывать раздражение. Ведь это так здорово: мама надела, а он снял... Давай-ка, мама, еще разок! Пройдет немало времени, прежде чем ребенок научится понимать, что одевать его двадцать раз подряд — это не веселая игра для мамы, опаздывающей на работу, а грязный пол может стать причиной опасных инфекций. Ребенку неведомо, что оголять тело, с точки зрения большинства взрослых, — просто неприлично и неприемлемо.

5. Почему детям нравится играть с мелкими предметами?


ПОДСКАЗКА: Развиваем интеллект.
С мелкими предметами крохе справиться нелегко. И дело не только в непослушных пальчиках. Работа с ними требует от малыша повышенной концентрации внимания, сосредоточения, четкой координации движений и пространственной ориентации, чтобы не промахнуться. Сколько полезных умений способны развить крошечная горошина или клочок бумаги! Младенцы не знают о том, что активное развитие мелкой моторики благотворно сказывается на интеллекте, но природа подсказывает им это, и поэтому они тренируются, тренируются, тренируются...
ВАЖНО! Работа с песком, глиной и водой гармонизирует душевное состояние человека, помогает ему преодолеть множество проблем, в том числе агрессию и неуверенность в себе.

6. Почему кроха тащит в рот все, что только попадает в его поле зрения?


ПОДСКАЗКА 1: Способ познания мира
Исследования показывают: для ребенка, еще находящегося в утробе матери, главным способом познания мира является оральный. Кроха пробует околоплодные воды, вкус которых меняется в зависимости от того, что мама ела, ее эмоционального состояния, усталости и т.д. Новорожденный тоже исследует мир именно этим способом. Понимание того, что новый предмет можно попросту рассмотреть, пощупать, потрясти и послушать, не издает ли он какие-то звуки, то есть исследовать его тактильно, визуально, аудиально, приходит только к двум годам. Поэтому ребенку так важно давать возможность исследовать предметы, разных цветов, вкусов, консистенций именно доступным ему способом. Главная забота мамы — следить, чтобы они все же не были слишком грязными. В утешение стоит вспомнить о том, что слюна детей раннего возраста содержит очень активные противомикробные ферменты.
ПОДСКАЗКА 2: Пососать и успокоиться.
Нервные, тревожные, плохо спящие, часто болеющие, в общем, не очень довольные своей жизнью детишки нуждаются в сосательных движениях для того, чтобы успокоиться и расслабиться. Если же у них нет возможности сосать грудь, бутылочку, пустышку, они суют в рот все, что только попадает в их поле зрения. Кстати, взрослые, хватающие в момент стресса сигарету, рюмку, шоколадку или начинающие болтать без умолку, делают примерно то же самое.

7. Почему ребенок старается убежать от вас на улице или быстро уезжает на велосипедике?


ПОДСКАЗКА 1: Одно дело в один момент.
Дети до трех (а некоторые и до пяти) лет практически не в состоянии делать два дела одновременно. Они не могут одновременно есть и смотреть телевизор, слушать взрослого и повторять его действия и т.д. Именно поэтому, когда малыш бежит или крутит педали, все его внимание полностью поглощено выполнением этих, на ваш взгляд, очень простых действий. На все остальное его просто не хватает — мозг еще не развился до нужного объема, а взаимодействие между полушариями не сформировалось. Занятый в конкретный момент только движением, ребенок не в состоянии думать о том, чтобы смотреть вокруг себя, сколько бы мама ни твердила ему о подстерегающих его опасностях окружающего мира. Еще одна физиологическая причина такого поведения состоит в том, что у детей раннего возраста еще не развиты функции торможения деятельности: начав двигаться, они не могут, даже если очень захотят, остановиться с той же легкостью, с какой это делают взрослые.

ПОДСКАЗКА 2: Исследователь мира.
Ребенку важно изучать мир, так сказать «собственноручно», а не только выслушивая рассказы родителей. Чем меньше таких возможностей предоставляют крохе, тем активнее он будет бороться за это право. По крайней мере, пытаться это сделать, стараясь избежать материнского «всевидящего ока»... Выход прост — устраивайте исследовательские вылазки, давайте малышу как можно больше свободы, заранее оговаривая проблемы безопасности. 
ВАЖНО! Есть множество игр, способных научить кроху тормозить движение: «покружились и остановились», «прыг-скок — замерли» и т.д. Возьмите эти игры на заметку!

8. Почему они любят по многу раз слушать и повторять одни и те же сказки, стихи и песенки?


ПОДСКАЗКА: Полное погружение.
Сказка, стих, песенка для ребенка дошкольного возраста — это не художественное произведение и не просто забавная развлекательная история. Это мир, в который он погружается целиком и полностью. Он не делит героев на хороших и плохих, никак не оценивает их поступки и происходящие события. Он впитывает их «кожей», не просто слушая, а проживая их, присваивая описанный в произведении опыт. И чем более значим в данный момент жизни и развития для малыша этот опыт, та ситуация, о которой говорится в сказке или стихотворении, тем больше он будет просить повторить ее, причем в том же самом, абсолютно неизменном виде. Ребенку совсем не нужны ни художественные детали, ни ваши попытки добавить в историю новых красок (смена интонаций, «характерные» голоса). Ему важно проживать сказку снова и снова, повторять до тех пор, пока не почувствует, что наполнился ею целиком и полностью. Начиная со школьного возраста, такой способ восприятия мира большинство людей утрачивают, поскольку после 7 лет ведущим полушарием мозга становится левое, «логическое». Поэтому мы, взрослые, с трудом можем разгадать, что и почему так валено нашему крохе в банальной истории про Колобка или трех поросят. Нам важна информация, малышам — возможность погрузиться в историю и сопереживать героям.
ВАЖНО! Если читать в десятый раз одно и то же нет сил, предложите малышу послушать его любимую сказку в аудиозаписи. Крохе не по нраву «актерское» чтение с нарочитыми интонациями? Запишите на магнитофон сказку в собственном исполнении. И включайте в ответ на бесконечные «Мама, почитай». Кстати, представляете, сколько срочных дел вам удастся переделать, пока книжку читает магнитофон?

9. Почему малышам так нравится забираться в различные ящики и коробки и играть под столом?


ПОДСКАЗКА: Чудесный мир.
Мир полон загадок и чудес. Одна из них — возможность увидеть то, что обычно спрятано от глаз. В коробках, шкатулках, ящиках... Открыл — а там что-то. И никогда не знаешь, будет ли оно таким же, как вчера (или пять минут назад) или вдруг изменится... А в большой коробке (шкафу, под столом) можно спрятаться и самому. Дети, как страусы, уверены, что если закрыть лицо хоты бы ладошками, то станешь невидимым. Есть еще момент: дети нуждаются в том, чтобы побыть в одиночестве. Замкнутый, тесный мирок внутри коробки или под свисающей до пола скатертью дает малышу возможность поиграть, помечтать, подумать в одиночестве и в безопасности. Это его «домик», где хорошо бы, чтобы никто не тревожил...


ТЕКСТ: ВЕРА ЛАЧИНОВА, ДЕТСКИЙ И СЕМЕЙНЫЙ ПСИХОЛОГ, ПЕДАГОГ