РЕКЛАМА

Учим великий и могучий

1166 0 evol22

Учим великий и могучий



Обучение языку по методу М. Монтессори проходит в игровой форме. Малышам это очень интересно. Родной язык мы изучаем всю жизнь. И начинается это обучение с овладения устной речью. Для трехлетки это — развернутая фраза, хорошо интонированная, понятная окружающим людям. Для 5-летнего карапуза важен богатый словарный запас, чистое звукопроизношение, умение пересказывать.


Играем и запоминаем


Мария Монтессори разработала целую педагогическую систему, которая охватывает все стороны развития маленького человека, включая и овладение родным языком. В Монтессори педагогике, как и в традиционных методиках обучения чтению, принято уделять много времени различению звуков речи на слух.
И это правильно, ведь заучивание букв и слияние их в слоги предполагает развитый фонематический слух.
К сожалению, мало кто из родителей настолько хорошо знаком с методом обучения языку „по Монтессори", чтобы применить его дома. Между тем многие материалы и пособия, предложенные Марией Монтессори, под силу изготовить самим родителям и предложить своему крохе уже с 3 лет. Важно, что все материалы для обучения должны находиться в свободном доступе для ребенка: лишь он один точно знает, когда и сколько нужно упражняться для выработки того или иного навыка. Мы собрали и предлагаем вашему вниманию самые необычные с точки зрения традиционной педагогики и эффективные приемы и развивающие пособия, которые можно изготовить самостоятельно.

Звуковые коробочки


Прежде чем начинать обучение чтению и письму, М. Монтессори предлагала детям подготовительные упражнения.
Для усвоения звуковой стороны родного языка необходимо запастись большим количеством мелких игрушек и предметов. Например, наборами аксессуаров для кукол, предметами обихода и т.д. Эти игрушки-предметы нужно разложить в маленькие коробочки, например из-под йогурта. Подойдет и одна большая коробка с выдвижными ящичками. На каждую коробочку наклейте букву, которая будет обозначать звук, различаемый в названии той или иной игрушки. В ящичке с буквой „С" будут лежать все игрушки и предметы, в названии которых слышится звук „С" в начале, в середине и в конце слова: лиса, сом, пес и т.д. А в ящичке с буквой «Ш» — такие игрушки и предметы: кошка, шуруп, мышь и т.д.
С малышами 3-3,5 лет в такие игрушки играть просто: спрячьте их в глубокой большой миске, доверху наполненной фасолью. Ручки ребенка погружаются в фасоль и выкапывают игрушки. Задача мамы — назвать незнакомый предмет и попросить малыша повторить, четко проговаривая звук „С". Внимание: нельзя требовать от трехлетки произнесения звуков «Р», «РЬ», «Л», «Щ», «Ч»
С детьми 4-5 лет игра по методике значительно усложняется.

Выложите перед ребенком игрушки и предметы из двух разных ящичков и попросите отложить в сторону те из них, в которых слышится звук «Л» (или «Ш»).
Выложите игрушки только из одного ящичка и попросите разложить их на 3 кучки. В одну кучку положите игрушки, где нужный вам звук находится в начале слова, в другую кучку — в середине слова, в третью — в конце слова: самолет, сыр, сумка, солдат; лиса, носок, бусы; пес, глобус, автобус.

Игрушки для расширения словарного запаса
Эти же предметы или массу других можно классифицировать по-другому, разложив по темам. Например, в одном ящичке у вас будут предметы, относящиеся к животным, в другом — к птицам, в третьем — к транспорту, и т.д. Играя с этими предметами, классифицируя их, составляя рассказы, малыш пополняет свой активный словарь.

Письмо


Мария Монтессори считала, что, овладевая письмом, ребенок овладевает и чтением. Рисование и письмо — процессы крайне схожие по психофизиологии. В обоих случаях ребенок выражает мысль с помощью графических символов. Вот почему в Монтессори- группах так много материалов, связанных с подготовкой руки к письму уже с 2 лет. Сейчас никого не удивляет, что руку ребенка необходимо готовить к письму букв, а в начале прошлого столетия подобная мысль была революционной. Но и сегодня некоторые взгляды Монтессори необычны.
Так, она была убеждена, что не стоит начинать обучение письму с печатных букв, и даже ввела понятие „самопроизвольное письмо". С ее точки зрения, ребенок в 3-3,5 года естественным образом подходит к моменту, когда можно наблюдать самопроизвольное изображение языковых символов. Для малыша куда естественнее выводить округлые линии, нежели прямые, из которых преимущественно состоят печатные буквы.
Достаточно предоставить крохе материалы для упражнений и набраться терпения. Однако не будем забывать, что многим малышам с проблемами в зрительно-моторном развитии это довольно сложно. Помогите же им!

От точки к точке
Положите на поднос листки бумаги с различным набором точек и карандаш. Уже в 3 года малыш с удовольствием будет проводить линии от точки к точке, угадывая в получившихся узорах знакомые предметы. Работа эта не простая и требует определенной тренировки.

Переписывание
Механически переписывать или перерисовывать фигуры — одно из любимых занятий многих дошкольников. Эта работа не имеет ничего общего с настоящим письмом, так как малыш еще не знаком с образами письменных букв и не знает их названия.
На подносе должны лежать чистые листы бумаги в клетку и в линейку, пусть будут и неразлинованные.
Рядом с ними — стопка с картами для переписывания. На некоторых из них письменные склады в две буквы, на других — в три и четыре. Все склады написаны письменными буквами, не очень мелко, черными чернилами на белом фоне с наклоном и правильными соединениями. На этом же подносе стоит подставка с карандашом. Лучше, когда ребенок начинает писать простым карандашом, им тренируется сила нажима.
Итак, малыш переписывает на листки отдельные склады, слова и даже коротенькие предложения. По наблюдениям ученых, даже если специально не обучать детей 5-6 лет азбуке, они спонтанно начинают воспроизводить на бумаге слова, написанные кем-то ранее в их присутствии письменным шрифтом. Это свидетельствует о том, что ребенок пытается перейти к общению с помощью письменного языка.
Фактически же овладение этим упражнением — высшая ступень хорошо всем известной штриховки.

Шершавые буквы
Их можно изготовить из наждачной или бархатной бумаги, наклеенной на плотный картон. Этот материал хорошо известен многим учителям и воспитателям: пожалуй, это единственное пособие из всего арсенала, предложенного Монтессори, используемое в школьной практике в советские годы.
Буквы — письменные (прописные и строчные). Согласные буквы наклеиваются на голубой картон, а гласные — на розовый. 3-4-летний малыш просто обводит пальчиком такую букву, ощупывает вырезанную из наждачной бумаги. 5-6-летнему карапузу уже интересно, как называются эти буквы.
Для лучшего запоминания используется тактильная память, для чего можно поиграть в игру „Угадай букву на ощупь". Завяжите ребенку глаза (можно и просто закрыть, но тогда будет велико искушение схитрить) и попросите угадать, какую букву вы ему дадите. Не обязательно заучивать сразу все буквы алфавита, достаточно поиграть с десятью наиболее часто встречающимися в русском языке: „а", „о", „у", „е", „к", „м", „н", „т", „с", „р".

Письмо пальчиком на подносе с манкой
Один из основных принципов Монтессори-педагогики гласит: все полученные знания должны сразу применяться в жизни. Вот почему игры с шершавыми буквами плавно перетекают в уже осознанное письмо. Предлагать такую работу уместно уже в 5 лет, но и до этого возраста рисование пальчиком на подносе с тонким слоем манки на нем — дело полезное.

Читаем!


Как только вы предложили малышу игру с шершавыми буквами, сразу же выкладывайте из этих букв слоги для чтения. Например, озвучив буквы „М" и „А", поупражнявшись в ощупывании с за-крытыми глазами, соедините эти буквы, прочитайте: „МА". Затем с буквой „М" соединяются и читаются остальные гласные, получается: „МО", „МУ", „МИ" и т.д. И сразу же — чтение первого слова: „МАМА". Таким образом, малыш учится составлять свои первые слова и озвучивать их, то есть — читать.

Разноцветные серии для чтения
Все слова для чтения делятся на 4 блока, в каждом блоке одни и те же материалы.
В розовой серии предлагаются для чтения и письма слова, не содержащие трудностей, то есть „как слышится, так и пишется". Например, „соня", „ваза", „чай".
В зеленую серию входят слова, имеющие в написании йотированные гласные: „ю", ,,ї», „я", „е" („яма", „юла").
В голубой серии читают и пишут слова с другими трудностями: оглушением звонких согласных на конце слов („дуб", „пруд") и безударными гласными в корне слов („молоко", „столы").
Белая серия включает все слова, со всеми трудностями. Сначала малыш учится бегло читать слова самой простой — розовой серии, затем — зеленой, потом — голубой. Обычно к 5-6 годам ребенок свободно читает слова любой сложности.
Теперь можно приступить к изготовлению материалов.

Списки слов
Слова каждой серии пишутся от руки на карточке, получается список из 15-20 слов. Эту карточку обводим по контуру розовым фломастером.
Списки слов зеленой серии будут на карточке с зеленым контуром, голубой серии — с голубым контуром, ну а белая серия никак не оформляется. Списки малыш может читать в любое время, переписывать из них слова.

Следы
Вырежьте из картона контуры отпечатков стоп и ладоней с написанными на них словами. Слова розовой серии будут написаны на следах с розовой каймой, зеленой серии — с зеленой и т.д. Малыш „идет" по дорожке из следов, читая их. | Внимание: нельзя наступать на след, не прочитав слово.

Задания
Напишите на полосках бумаги предложения-инструкции из 2-4 слов для каждой серии. Например, для розовой серии подойдут предложения: „Дай чай!", „Зови Мишу!". Предложите крохе прочитать задание и выполнить его. Подсказки с вашей стороны исключаются. Если ребенок выполнит задание верно, значит, он овладел не только технической стороной чтения, но и смысловой, то есть понял, что прочитал. Это важнейший момент при обучении чтению. Конечно же полоски с заданиями обводятся контуром в соответствии с трудностями в словах: зеленым, розовым, голубым.

Книжки
Слова разной сложности, написанные на карточках разного цвета, — хорошее пособие при обучении малыша чтению
Можно самостоятельно изготовить 1-2 книжечки для каждой серии. Не забудьте, что к коротенькому тексту нужно нарисовать картинку (подойдет и наклейка, коллаж из журнальных иллюстраций). Книжку можно писать вместе с малышом: на отдельных лис-точках вы с крохой пишете слова и фразы, рисуете картинки и все листочки скрепляете степлером. Не забудьте и о яркой оригинальной обложке для своего рукотворного „фолианта"!

Грамматические коробочки


Когда малыш уже неплохо читает и пишет, самое время познакомить его с азами грамматики. Подготовьте коробочку или ящичек с тремя маленькими отделениями и с одним большим. Напечатайте на компьютере много слов: имен существительных, прилагательных и глаголов. Сложите эти карточки в большое отделение.
Расскажите, что слова в русском языке делятся на 3 группы: слова-предметы, слова-признаки и слова-действия. Прочитайте первое слово, допустим ..МОЛОКО". Можно объяснить, что слова-предметы можно потрогать или увидеть (это. конечно, очень упрощенное представление), поэтому ..МОЛОКО" мы положим в первое отделение. Следующее слово — «ХОДИТЬ» — мы положим в отделение к словам-действиям, а вот слово „МАЛЕНЬКИЙ" — к словам-признакам. Вместе с крохой разложите все карточки. Дальше он упражняется уже сам.
Грамматические коробочки можно сделать для изучения рода (раскладывание слов в ячейки „мой", „моя", „мое", „он", „она", „оно"), числа (ячейки „один", „много") и т.д. После такой практической работы ваш малыш усвоит школьную терминологию быстро и прочно.

Наталия Пятибратова, логопед, Монтессори-педагог, руководитель логопедической Монтессори-группы