РЕКЛАМА

Место под солнцем

845 0 evol22

Место под солнцем



Тополиный пух, жара, июль... Мы стремимся позагорать, накупаться в море и полакомиться вдоволь сочными фруктами — то есть насладиться всеми прелестями солнечного сезона. Но как провести лето, чтобы извлечь максимум пользы для детского здоровья?



Главная цель отдыха — в полной мере приобщиться к тем полезным для здоровья факторам, которых ребенок был лишен в течение года. О чем идет речь? Да прежде всего о том, что для ребенка не является естественным, о том, чего он лишен, будучи вынужденным жить по законам человеческого общества. Речь идет не об уголовном кодексе, а о неких обязательных атрибутах цивилизации, с коими ребенку приходится сталкиваться:
- посещение школ и детских садов — и все это происходит именно в те времена года, когда интенсивно циркулируют респираторные вирусы и создаются идеальные условия для обмена инфекциями внутри детских коллективов;
- ограничение двигательной активности ребенка — занятия детей и занятость родителей;
- замкнутое и ограниченное пространство квартир; избыток малоподвижных способов времяпровождения (телевизор, компьютер); плохая погода; просто лень опять-таки;
- как следствие п. 2 — несоответствие количества потребляемой энергии (пища) возможностям ребенка потратить энергию;
- глобальная проблема отсутствия чистого воздуха — экология городов, спертый воздух, избыток бытовой химии, отсутствие нормальных вентиляционных систем в детских учреждениях;
- постоянная нехватка естественных и очень нужных для детского организма солнечных лучей и чистого неба над головой (неба, а не потолка)...

Навстречу природе

Лишенный естественных и обязательных для здоровья факторов (солнце, воздух, вода, физические нагрузки) детский организм за каких-то 2-3 месяца способен нейтрализовать 10-месячное влияние факторов цивилизации и восстановить нормальную физическую форму. Остается предоставить ребенку эту самую возможность.
Итак, сформулируем главные «отдыхательные принципы»- попытаемся обозначить факторы и условия, реализация которых действительно позволит ребенку нормально отдохнуть.
Дать отдых мозгам — перестать учиться, сменить обстановку. „Перестать учиться" подразумевает прекращение насильственного приобщения ребенка к „обогащению памяти всеми теми богатствами, которые выработало человечество". Учиться ведь можно совсем другим вещам, на которые раньше (до отдыха) времени не хватало: как называется этот цветок, как под дождем развести костер, как насадить на крючок червяка и т.п.
- Максимально возможная двигательная активность. Гулять, бегать, прыгать, ку-паться. Пешком, на лодках, на велосипеде.
- Кормление по аппетиту (хочешь — на, не хочешь — иди отсюда), подразумевающее возможность удовлетворить этот аппетит.
- Свежий воздух — любой ценой за пределы городов, подальше от машин, толпы, магазинов, бытовой химии.

[center]Связанные одной целью...

Отдых ребенка ни в коем случае не должен превратиться в испытание для его родителей и в подрыв материального благосостояния семьи, ибо неотдохнувшие мама с папой плохо влияют на отдохнувшее дитя. Следует отметить, что поездки на отдых, будь это деревня, наш или заморский курорт, должны подразумевать ваши возможности для организации нормального жилья, нормального питания и нормального оказания медицинской помощи при возникновении проблем.

[center]Внимание: климат!

Всегда следует помнить о том, что глобальная и принципиальная смена места жительства (высота над уровнем моря, атмосферное давление, влажность и температура воз-духа) часто приводят к возникновению так называемого акклиматизационного синдрома — общего недомогания и повышенной склонности к болезням в связи с адаптацией организма к новым условиям существования.
Акклиматизация и проблемы, с ней связанные, тем актуальнее, чем дальше от дома, чем младше ребенок, чем чаще он болеет, чем больше вредных факторов цивилизации его окружает. Поэтому если дитя целый год болело, не гуляло и страдало, поездка на дачу (деревня в 30 км от города, лес, река) может оказаться значительно более полезной, чем отдых на побережье Средиземного моря, пусть даже и в пятизвездочном отеле.
В отдыхе, как, впрочем, и в жизни, нет ничего однозначно хорошего и однозначно плохого. Солнце — хорошо, но невозможность от него спрятаться — плохо; хождение босиком — хорошо, но не по асфальту; морской воздух и вода — хорошо, но три человека на квадратный метр пляжа и два ныряльщика на кубический метр воды — плохо. Очень важна золотая середина, четкое понимание того факта, что чистый воздух соснового леса и берег реки так же прекрасны, как прозрачная морская вода и золотой песок пляжа. А полезность того и другого примерно одинаковы.

[center]Водные процедуры

С физиологической точки зрения купание взрослых и купание детей заметно отличны друг от друга. Обусловлено это принципиальной особенностью растущего организма. Обмен веществ у ребенка заметно активнее, по сравнению с взрослым человеком. Отсюда следует, что в единицу времени ребенок вырабатывает на единицу массы тела больше тепла, чем его родители. Именно поэтому вода, холодная и неприятная для мамы и папы, оказывается для ребенка вполне подходящей. Таким образом, разрешая или запрещая купание, нельзя ориентироваться на ваши личные ощущения. В принципе, сам ребенок и есть главный критерий: если хочет в воду — пусть купается, какой бы ни была температура. Но если ходит по берегу, пробует воду кончиком пальца и озирается, ища поддержки и сочувствия, тогда купаться, наверное, не стоит. Но действия родителей должны заключаться не в том, чтобы купание запретить, а в том, чтобы упомянутых со-чувствия и поддержки ребенок не нашел.
Казалось бы, купание — действие однозначно полезное, благотворно влияющее на здоровье. Но сплошь и рядом сам факт пребывания ребенка в воде превращается в некий приз за хорошее поведение... Абсолютной нормой должно стать такое положение вещей, когда купание является процедурой приятной, доставляющей радость и удовольствие, но совершенно обычной и не возводимой в культ.
Ведь ребенка, особенно маленького и не умеющего плавать, нельзя оставить в воде одного, а следовательно, купание детей требует постоянного присутствия и контроля со стороны взрослых. Такое положение вещей нередко приводит к тому, что мама стоит над керосинкой, папу ждут товарищи по преферансу, а маленькому Пете, видите ли, загорелось купаться. В таких условиях нормальный взрослый человек легко сумеет заморочить ребенку голову и придумать очень убедительный запрет.

[center]Поплыли!

Описанные ситуации встречаются слишком часто. Все это позволяет выделить в рассматриваемой теме две группы вопросов — медицинские и педагогические. Так, например, педагогически необоснованные запреты приводят к медицински вредным купаниям до посинения. Медицинские проблемы купания не позволяют дать универсальные рекомендации, поскольку во многом определяются исходным состоянием здоровья конкретного ребенка. Еще раз подчеркнем, что сам факт купания в открытом водоеме меньше всего связан с температурой воды и определяется желаниями самого ребенка. Другое дело — санитарное состояние водоема, наличие оборудованных мест для купания, ваша уверенность в том, что дитя эту воду не будет глотать.
К вопросу о продолжительности купания. Энергетические запасы организма ребенка заметно ниже, чем у взрослого, их истощение происходит быстрее, больший риск переохлаждения.
Отсюда важное правило: лучше купаться часто, но продолжительность процедур ограничивать, дабы упредить посинение и клацанье зубами. Сие не составит педагогической проблемы, если ребенок будет твердо уверен в том, что следующего купания не придется ждать несколько часов.

[center]Пресная или соленая?

Тем не менее и сам факт возможного переохлаждения, и попадание воды (очень часто не очень чистой воды) в нос и уши заметно повышает риск активизации хронических воспалительных процессов в носоглотке и ушах. Для болезней бронхов и легких, костей и суставов купание — фактор лечебный. Повышение внутричерепного давления не является противопоказанием к купанию, но является противопоказанием к нырянию. То же можно сказать и про многие воспалительные процессы в ушах. Короче, не поленившись и посетив невропатолога или отоларинголога перед выездом „на моря", можно уменьшить вероятность возникновения ряда проблем. Но с уверенностью можно сказать прямо сейчас: если у вашего ребенка имеются хронические воспалительные процессы в носоглотке, или если часто болеет ангинами — пресная вода нередко оказывает повреждающее действие на воспаленные ткани, а соленая (морская) — лечебное.

[center]Особое внимание


Имеются два основных пути профилактики водных неприятностей — своевременное обучение плаванию и элементарная дисциплина. Итак...
- Нельзя, чтобы дети купались без присмотра, даже если они умеют плавать.
- Очень важно при этом, чтобы присматривающий взрослый не находился под воздействием горячительных напитков.
- Следует категорически запрещать ребенку нырять, если он не умеет плавать.
- Необходимо порицать за игры с криками „тону!".
- Чтобы кроха после заплыва согрелся, предложите ему поиграть
- Каким бы свободным ни был режим купания, любое движение ребенка по направлению к воде должно быть согласовано с взрослыми

Евгений Комаровский, детский врач

2008-2016 © mamas.kiev.ua, Все права защищены.