РЕКЛАМА

Развиваем детскую речь

2686 0 evol22

Развиваем детскую речь


Первое слово ребенка - всегда радость. Мамам и папам, бабушкам и дедушкам не терпится услышать его из уст малыша! Вы можете не просто ждать этого удивительного события, но и помочь крохе.


1-й год жизни, несмотря на то что ребенок не говорит, очень важен для становления тех систем мозга и психической деятельности, которые связаны с формированием речи. В раннем возрасте происходит особенно интенсивное становление речи, поэтому так важно дать ребенку соответствующее развитие. Именно в данный период необходимо приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательную потребность. Становление речи ребенка происходит поэтапно.

1 этап

Первые речевые реакции малыша - гуление. В 2 месяца возникают отчетливо артикулируемые звуки. Вначале гласные (о, а, у, е), потом к ним добавляются и заднеязычные (к, г. х). Для овладения речью ребенку нужен слуховой и зрительный контакт со взрослым. В моменты эмоционального общения со взрослыми дети пристально смотрят в лицо говорящего, ясно повторяют мимические движения мамы либо папы и подражают голосовым реакциям. Привлекайте внимание ребенка к своему лицу. Позовите, подуйте, пощелкайте языком, дожидаясь взгляда малыша. Когда он посмотрит на вас, начните необычный разговор - издавайте звуки, похожие на гуление и воркование. Делайте паузы, давая малышу возможность повторить за вами. Во время общения непременно дотрагивайтесь до ребенка, поглаживайте его.

Потешки для крошки


Переодевая ребенка, делая с ним гигиенические процедуры, используйте для общения короткие стишки.

Поглаживание
Потягушечки,
Порастушечки!
Поперек толстушечки!
Руки - хватушечки,
Ноги - бегушечки.

Гимнастика
Потягунюшки,
Порастунюшки!
В ножки - ходунушки,
В роток - говорок,
А в головку - разумок.

Умывание
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

Массаж ладошек
Птичка-птичка (водим пальчиком по ладошке),
Вот тебе водичка (продолжаем контакт с ладошкой, но уже с помощью пощипывания, покалывания),
Вот тебе крошки
На моей ладошке.

2 этап

Дальнейший этап речевой активности - это лепет. Начиная с 4 месяцев голосовой поток ребенка, характерный для гуления, начинает распадаться на слоги. Лепетная речь тесно связана с ритмическими движениями ребенка. Он может несколько минут подряд ритмически повторять слоги та-та-та, ка-ка-ка, махая руками, прыгая или качаясь. Очень важно давать ребенку свободу движения, которая влияет не только на развитие психомоторики, но и на образование речевых артикуляций.
Зачастую можно подметить, как ребенок повторяет один и тот же слог, сосредоточенно слушая себя. Детей забавляет сам процесс произнесения звуков, они воспринимают его как интересную игру.
Восторг вашего малыша неоднократно возрастет, если вы будете повторять за ним. Развивая речь малыша, стоит помнить о звуках, которые даются ребенку легче остальных. Их и необходимо осваивать первыми. К таким звукам относятся: п, б, т, д, к, г. х, н, м. Берите любой из этих звуков, соединяйте с гласным и распевайте: да-да-да, ду-ду-ду.... Подберите песенки, в которых подобные звуковые сочетания будут повторятся.

3 этап

После того как освоен лепет, приходит время того самого чуда - первого слова. С ю месяцев ребенок может начать произносить слова. Данный переход происходит на фоне продолжающегося лепета. Первое слово ребенка, как правило, тоже «лепетное», образованное из одного и того же слога: мама, папа, баба. Ребенок начинает произносить свои «слова», состоящие из ударного слога полного слова, например ко (кошка), ле (хлеб).

- Все осознанные слова появляются да, богатой почве лепета.
Поэтому необходимо, чтобы ребенок как можно чаще практиковал свои способности. Больше разговаривайте с ребенком, комментируйте свои действия, рассказывайте об окружающих предметах. Старайтесь говорить простыми фразами о реальных вещах и ситуациях, в которых находится ребенок.

- Дети учатся говорить по примеру взрослого, подражая их речи. Следственно так важно не сюсюкать с детьми - это затормаживает речевое развитие. Отчетливо выговаривайте слова, так ребенку легче будет уловить их на слух из сплошного речевого потока. И, безусловно, не путайте сюсюканье и ласку - ласковое общение с ребенком никто не отменял.

Не опасайтесь давать малышу упрощенные варианты слов. Скажем, кошка - кис-кис, есть - ням-ням. Для полных слов артикуляционный аппарат малыша еще не созрел, а сказать ему хочется многое. Такие детские слова помогут снять речевой барьер, малыш сумеет выражать свои мысли. Когда ребенок будет применять такие слова, повторяйте их во взрослом варианте. Скажем, ребенок говорит: «Кис-кис», ответьте ему: «Да, кошка залезла на дерево».
Обучите ребенка прислушиваться, к окружающим звукам; лаю собак, шуму ливня. Это развивает физический слух, который дозволит малышу правильно слышать слова взрослых и в будущем верно их произносить.

- Для того чтобы слова малыша стали отчетливыми, необходимы сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляционная гимнастика поможет сформировать работу артикуляционного агрегата. Дети дюже любят подражать, и делать это они начинают очень рано. Поэтому уже с первых месяцев можно начать упражнения. Общаясь с ребенком, играя с ним, высовывайте язык, вытягивайте губы, причмокивайте, надувайте щеки.

Источник - журнал SHAPEMAMA